Вопрос специалисту

Вы можете задать вопрос специалисту прямо на сайте.

Для этого заполните форму и отправьте нам.

Написать вопрос

Готовность к школе

Консультация Семыкиной О.Н., воспитателя группы № 6.

Обязательное обучение в школе начинается с семилетнего возраста и предъявляет определённые требования к будущим первоклассникам. Разумеется, обучение в школе начинается лишь тогда, когда ребёнок достиг определённого уровня развития, благодаря которому он сможет успешно осваивать новые знания, умения и навыки.

Большинство родителей в последний год обучения ребёнка в детском саду прилагают много усилий, направленных на совершенствование тех способностей и умений, которые непосредственно необходимы для обучения в школе. Родители стараются научить ребёнка сосредотачиваться и быть внимательным, развивают память, речь и мышление, укрепляют волевые качества, а также формируют дисциплинированность и активность, т.е. поведение в целом. И, конечно же, родители совершенствуют счёт, письмо и чтение, не забывая и о физическом развитии. И это правильно.

Но как же узнать, готов ли ребёнок к обучению в школе или нет? Как учёные определяют готовность к школе? В научной литературе она трактуется как «общая развитость личности, позволяющая ребёнку включиться в систематический процесс воспитания и обучения и успешно освоить его содержание». Организм ребёнка и его нервная система должны достичь определённой зрелости, которая в дальнейшем поможет справиться ему с повышенными умственными и физическими нагрузками.

Огромную роль играют и приобретённые ранее знания об окружающем мире, простейшие практические навыки, а также уровень сформированности нравственно-волевых качеств.

Для физической и психической адаптации к школьной жизни нужно иметь крепкое здоровье, физическую закалку и выносливость. Ведь с поступлением в 1класс у ребёнка изменяется режим дня, вводятся обязательные систематические занятия, которые нельзя прогуливать. Кроме того, ребёнок обязан приспосабливаться к условиям школьного обучения: сосредотачиваться и быть внимательным на уроке, а во время 5-10-минутной перемены восстанавливать свои силы.

Большое значение для психической адаптации имеет умственное развитие: уровень развития познавательных процессов и функций, например, восприятия, представления, воображения, мышления и памяти, а также привычка заниматься умственной деятельностью. Речь ребёнка тоже должна быть хорошо развита.

Так как ребёнок много времени в школе проводит без родителей, то он должен быть эмоционально независим и иметь волевые качества, соответствующие его возрасту. Ребёнок должен контролировать себя и владеть собой.

Обучение в школе будет проходить без особых затруднений, если ребёнок хочет учиться и настроен на обучение, если он положительно относится к работе и стремится выполнять её.

Знание и соблюдение ребёнком норм и правил общественной жизни, сформированные черты характера способствуют скорейшему налаживанию контактов со сверстниками и активному участию в школьной жизни.

Но существует ещё и специальная готовность к школе, предполагающая специфические знания, умения и навыки. Например, ребёнок должен уметь пользоваться письменными принадлежностями, выполнять графические упражнения и т.д. Общая и специальная подготовка ни в коем случае не должны противоречить друг другу или взаимоисключать.

Итак, обобщая всё выше сказанное, можно с уверенностью сказать, что общая готовность ребёнка к школе подразумевает целостное и гармоничное развитие будущего первоклассника, у которого развиты все стороны личности.